АНДРЕЙ ПЫШНЫЙ: ЛЮДИ АССОЦИИРУЮТ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА С НАДЕЖНОСТЬЮ

Матеріали експертів банку в змі
Интервью А.Г. Пышного
Сайт: Деловая столица
Процесс создания нового имиджа и нового современного бренда Ощадбанка совпал с тяжелейшим финансовым кризисом в стране. Но это не помешало Ощаду выстоять и выбиться в лидеры по многим показателям

О том, как банк меняется, "ВД" рассказал председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный.

"ВД" В представлении многих Ощадбанк - структура, построенная по типу сберкассы с совковым качеством обслуживания. С чего начали борьбу со стереотипами?

А.П. Главное доказательство, что банк меняется, - наш проект "отделения нового типа". За два года их было открыто 225, а за первый месяц этого года - несколько десятков. По сути, за такой короткий срок мы сумели построить банк в банке. Филиальные сети многих банков первой десятки насчитывают меньшее количество отделений, чем мы открыли за два года. К концу 2016 года мы хотим довести их общее количество до 700. Это не расширение сети, а ее трансформация. Согласно нашей стратегии к концу 2017 года мы должны иметь 1,5 тыс. отделений нового формата. В нашей системе есть и абсолютно уникальные для нашей банковской системы инклюзивные отделения, приспособленные для людей с особыми потребностями. В них банкоматы разговаривают, уровень кассового окна понижен для удобства инвалидов-колясочников, а менеджеры и администраторы говорят на языке жестов.

Интересно, что появление отделений нового формата позитивно повлияло и на работу обычных отделений банка. Их персонал стал подтягиваться по качеству обслуживания. Люди пытаются соответствовать стандартам, хотят добиться, чтобы их отделение стало следующим претендентом на трансформацию.

"ВД"  Как сотрудники в целом воспринимают происходящие с банком метаморфозы?

А.П. Новая команда зашла в банк на волне колоссальных ожиданий в стране. Нам дали сумасшедший кредит доверия - люди загорелись изменениями, поверили в них. За это время вместо отдела кадров мы выстроили полноценную HR-службу. В нашей стратегии есть целый раздел, посвященный системной программе развития персонала. Она предполагает дистанционное обучение, материальную и нематериальную мотивацию и так далее. У нас есть кадровый резерв, мы выстраиваем проекты социальных лифтов для своих работников, берем лучших с рынка и так продвигаемся вперед. Люди, которые закрыты к новому, к изменениям, как правило, сами уходят. Но таких немного.

Вся система коммуникаций в банке перестроена. Скоро откроем корпоративный портал. Для банка, в котором 30 тыс. сотрудников, это очень важно. Мое прямое общение с работниками - это уже неотъемлемая часть корпоративной культуры. И не только через электронную почту. Это также общение через соцсети, личные встречи за чашкой кофе в моем кабинете, во время моих поездок в регионы.

"ВД" В основе сильного бренда должна лежать философия, которая формирует нужное представление о банке.  Какую философию выбрал Ощад?

А.П. Она всего в четырех словах: "Мій банк. Моя країна". Также называется и стратегия развития банка на 2015-2017 годы, которая была разработана при участии консалтинговой компании PwC и уже реализуется. Я бы сказал, что Ощадбанк - отражение государства Украина. Долгое время банк представлял собой нереформированную, немодернизированную, политически зависимую систему. Мы пытаемся это изменить. Но я бы также сказал, что Ощад - один из символов украинской государственности, а после Революции достоинства - и один из главных агентов изменений в стране, запрос на которые в обществе зашкаливает. Более глубоко наша философия, наше кредо изложено в Манифесте, который теперь есть в каждом нашем отделении: "Моя страна меняется и мне это небезразлично, так как я хочу в ней жить".

Все, что мы делали в последние два года, подчинено одной логике - давать людям простые ответы на сложные вопросы. Страна переживает один из самых сложных периодов - войну, оккупацию, экономический кризис, девальвацию. И в этот момент у людей возникает вопрос: как защитить свои сбережения, зарплату. Ответ на него был заложен в саму основу деятельности Ощадбанка - это наличие госгарантии по вкладам.

И хотя государство гарантирует депозиты в Ощаде уже больше 20 лет, уровень осведомленности населения об этом минимальный. Даже сейчас, после проведенной нами разъяснительной кампании, о гарантии, по данным опроса компании GfK, знают только 16% украинцев.

"ВД"  Откуда же такой значительный приток депозитов - более 5,5 млрд грн. по итогам 2015 года?

А.П. Это результат нашей системной работы. Люди во многом ассоциируют статус государственного банка с надежностью, мы смогли укрепить их в этой уверенности. Кроме того, происходящие в банке изменения становятся все более и более заметными. За прошлый год наша клиентская база выросла на 1,5 млн и достигла 5,5 млн клиентов.

"ВД"  Тогда нужна ли Ощаду госгарантия, если, даже не зная о ней, люди несут вам депозиты?

А.П. Гарантия важна в первую очередь многим украинцам, которые в тяжелое время пытаются найти ту "тихую гавань", в которой они могли бы сохранить свои сбережения. Нужна ли гарантия в будущем, можно обсуждать. Если будет работать нормальная система гарантирования вкладов физлиц, если произойдет необходимая очистка банковской системы, тогда мы сможем говорить об участии Ощадбанка в ФГВФЛ на общих основаниях. Мы готовы.

Нам также потребуется какое-то время на поиск компромисса между социальной и коммерческой составляющими деятельности Ощада. Сейчас мы присутствуем и работаем там, где другие даже не рассматривают возможность работы. Например, в Донецкой и Луганской областях, на территории так называемой "нулевой линии" в Новотошковке, где постоянная угроза обстрелов. Отделения Ощадбанка - это мобильные, бронированные "КрАЗы", которым нет аналогов в мире. Они оказывают полный спектр услуг. Пока таких отделений на колесах два, но скоро будет больше. Мобильные отделения могут служить не только для предоставления услуг в прифронтовой зоне, но и стать альтернативой отделениям на территории отдаленных сельских населенных пунктов, где мы вынуждены сокращать филиальную сеть.

"ВД"  Банк начал реализовывать стратегию развития на 2015-2017 годы, разработанную совместно с PwC. А недавно Минфин разработал и утвердил общую стратегию развития госбанков до 2020 года. Насколько совпадают или расходятся эти два документа в части Ощада?

А.П. Они полностью коррелируют. Мы принимали активное участие в подготовке стратегии, утвержденной правительством. Она рекомендует нам актуализировать нашу стратегию, продолжать ее реализацию, подготовить план действий - даже еще более амбициозный по срокам, чем мы ставили. Но мы готовы к этому. 
В рамках стратегии, разработанной в 2014 году, уже была утверждена наша новая кредитная политика, новая стратегия управления рисками, начат процесс разработки автоматизированной системы по оценке качества активов - внедрение международной бухгалтерской отчетности - стандарта 39. Происходит централизация и унификация всех внутренних процессов. Мы практически с нуля построили систему продаж, переупаковали всю нашу продуктовую линейку. Стратегия правительства в отношении госбанков в принципиальных вопросах абсолютно совпадает и с моей личной позицией. В частности, речь идет о формировании совета независимых директоров, о полной политической независимости, прозрачности госбанков, невмешательстве в их деятельность. Стратегия предусматривает реализацию принципов корпоративного управления, оговоренных директивами ОЭСР. Я бы назвал эти изменения кардинальными, революционными.

"ВД"  Будет ли у банка специализация?

А.П. Лучше говорить не о специализации, а о приоритетах. Ощадбанк всегда имел самую большую филиальную сеть, но при этом серьезно отставал в развитии розничного бизнеса. Банк никогда по-настоящему не продавал, он только принимал коммунальные платежи и осуществлял соцвыплаты. Сейчас мы начинаем форматировать нашу сеть под потребности розничного банкинга. Мы развиваем дистанционные каналы обслуживания, к марту выйдем с презентацией нового простого и удобного мобильного банкинга. Мы - банк номер один по темпам прироста активных платежных карт, а на рынке торгового эквайринга за неполные три года переместились с 32-го на второе место. Ощад - лидер по приросту депозитов. Хотя в 2014 году, когда сюда зашла новая команда, банк терял ресурсную базу такими же темпами, как и наши коллеги по банковскому рынку. Отдельным и очень важным направлением станет работа с малым и средним бизнесом.

Наша главная проблема - очереди, в том числе и в отделениях нового формата. Клиенты приходят туда за качественными услугами, но попадают в волну людей, которые платят за коммуналку и оформляют депозиты. Поиск модели взаимодействия с очередью - это колоссальный вызов для нас. Мы изучаем опыт ведущих международных аэропортов, крупных мировых розничных сетей и так далее. Уверен, что мы сможем внедрить лучшие практики для того, чтобы предложить формат коммуникации с клиентами в отделениях, нивелировать негатив.

"ВД"  Стратегия развития госбанков предусматривает приватизацию банка. Какую роль будет играть раскрученность бренда и доверие к нему при поиске инвестора?

А.П. Приватизация - это перспектива трех-четырех лет. В качестве потенциальных инвесторов рассматриваются международные финансовые организации (ЕБРР, IFK и др.). И на нас большая ответственность. За это время банк должен модернизироваться, стать прибыльным и привлекательным активом для инвестора. Мы должны сделать так, чтобы за Ощад торговались. Речь идет о продаже пакета 20-25%, а контрольный пакет должен оставаться в собственности государства.

http://fakty.ictv.ua/ru/index/view-media/id/110195

https://m.facebook.com/pyshnyy/posts/1044706638921406

http://minfin.com.ua/2016/04/29/18391584/

http://www.newsbymail.net/anons/society/1434961

http://www.oschadbank.ua/ua/press-service/news/3409575/

http://uainfo.org/blognews/1447425561-u-zonu-ato-virushayut-mobilni-bronovani-viddilennya-oshchadbanku-.html

http://gazeta.dt.ua/finances/andriy-pishniy-moya-vidpovid-korotka-napartachiv-zobov-yazaniy-vidpovidati-_.html

інші статті

Як провести реформи краще і швидше

Колонка Андрія Пишного
Сайт: Новое время
Буду непопулярний. Альтернативи реформам, які проводяться, не існує. Їх треба було проводити оперативно ще відразу після проголошення незалежності. Крапка МВФ погіршив макропрогноз для украї

Країна антиаутсорсингу

Андрій Стецевич, заступник голови правління Ощадбанку
Сайт: Новое время Бізнес
Мені здається, що найкращим мірилом рівня співпраці між великим і малим бізнесом в Україні можна вважати висоту парканів навколо будинків нашої «еліти». Чим вище, тим менше надій на співпрацю між «

Кредити бізнесу: ще не гарячі пиріжки, але вже близько

Наталя Буткова-Вітвіцька, директор департаменту мікро-, малого та середнього бізнесу Ощадбанку
Сайт: Укрінформ
Найчутливіший сегмент економіки – малий бізнес – перестав боятися кредитів. Аби не наврочити... Держстат відрапортував про те, що українська економіка пришвидшила зростання з 3,1% (у І кварт

другие предложения